Интернет-реклама: новые требования и штрафы
Как вы наверняка знаете, в прошлом году вступили в силу новые положения Закона о рекламе, согласно которым почти вся интернет-реклама на территории России должна быть промаркирована, а информация о ней направлена в ЕРИР - Единый реестр интернет-рекламы, созданный Роскомнадзором.
Так вот, с 1 сентября 2023 года начнут действовать большие штрафы за невыполнение этих требований.
Мы постарались собрать для вас полезную информацию и надеемся, что этот материал поможет вам разобраться в новых правилах, если вы пока еще этого не сделали. Рекомендуем вам уделить им должное внимание, чтобы не нарушать закон и не попасть под штрафы.
Закона о рекламе № 38-ФЗ
В прошлом году вступили в силу новые положения Закона о рекламе № 38-ФЗ статьи 18.1, согласно которым почти вся интернет-реклама на территории России должна быть промаркирована, а информация о ней направлена в ЕРИР - Единый реестр интернет-рекламы, созданный Роскомнадзором.
С 1 сентября 2023 года начнут действовать штрафы за несоблюдение вышеуказанных положений.
За непредоставление в ЕРИР информации о рекламе в интернете, нарушение сроков ее предоставления либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации предусмотрены штрафы:
Штрафы по закону о рекламе
- от 10 000 до 30 000 руб. – для граждан;
- от 30 000 до 100 000 руб. – для должностных лиц и ИП;
- от 200 000 до 500 000 руб.– для юридических лиц.
Штрафы за распространение рекламы в интернете без маркировки
За распространение рекламы в интернете без маркировки либо нарушение требований к ее размещению штрафы составят:
- от 30 000 до 100 000 руб. – для граждан;
- от 100 000 до 200 000 руб. – для должностных лиц и ИП;
- от 200 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц.
Чтобы помочь вам разобраться в новых требованиях, мы собрали для вас выдержки из Закона, документов Правительства, Роскомнадзора и других ведомств.
Выдержки из Закона о рекламе
Кто обязан соблюдать новые требования?
Все участники рынка — рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем (ОРС). На каждом из участников лежит обязанность по исполнению новых требований
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе № 38-ФЗ:
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Оператор рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы
Какая реклама не подлежит маркировке и отчетности?
Email и push-сообщения с рекламой собственных (производимых и/или распространяемых) товаров или услуг;
Реклама в теле- и радиоэфирах, которые транслируются в интернете в неизменном виде;
Социальная реклама.
Что значит маркировка рекламы?
Маркировка рекламы – это добавление в рекламный материал (креатив) ДО ее размещения в интернете:
отметки «Реклама»;
данных о рекламодателе или ссылки на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем;
специального идентификатора рекламы (токена) - уникальное цифровое обозначение.
Где получить токен?
Получать токены и передавать данные в реестр нужно через оператора рекламных данных (ОРД).
ОРД - это компания, которую одобрил Роскомнадзор для работы с рекламой в интернете. Реестр ОРД размещен на официальном сайте Роскомнадзора.
Сейчас на рынке работают семь ОРД: «Яндекс», «ВКонтакте» (VK), «МедиаСкаут» (МТС), «Ozon ОРД» (Ozon), «ОРД-А» (AmberData), «Первый ОРД» («Вымпелком»), «ОРД - Лаборатория разработки» («Сбер»). Для работы с ОРД необходимо зарегистрировать личный кабинет на платформе любого из указанных ОРД.
Что делать с токеном?
После присвоения токена его необходимо разместить в креативе. Для правильного размещения идентификатора (токена) в разных форматах рекламы воспользуйтесь рекомендациями общественной рекламной ассоциации АРИР.
Когда отчитываться за размещенную рекламу?
До 30-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была размещена реклама необходимо передать данные в ОРД.
Какие данные необходимо передавать?
Состав сведений включает общую информацию о каждом участнике рекламной цепочки:
наименование организации/ИП/ФИО, ИНН организации/ИП/ФИО; Сведения о самой рекламе, в том числе, включают в себя: идентификатор рекламы (токен); общее описание креатива; адрес места размещения; данные об объемах рекламы, распределении и форме ее распространения; срок размещения рекламы; информация о договоре или договорах, заключенных между участниками рекламной цепочки; сведения об исполнении договора/договоров: дата и номер актов сдачи-приемки оказанных услуг, стоимость услуг.
Какая информация поможет разобраться в новых требованиях?
- Распоряжение Правительства от 30.05.2022 № 1362-р;
- Постановление Правительства от 25.05.2022 № 948;
- Разъяснения Роскомнадзора (РКН) и Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) подготовили (июль 2023г.) на часто задаваемые вопросы в отношении маркировки и отчетности в ЕРИР;
- Вебинары с представителями всех ОРД по вопросам работы с ними при передаче данных в ЕРИР.
Процесс маркировки рекламы в интернете и отчетности о ней на первый взгляд выглядит пугающим. На деле все не так сложно и не занимает много времени. При самостоятельной маркировке рекламы достаточно следовать пошаговому алгоритму ОРД и, конечно, необходимо, чтобы все договоры и акты о размещении рекламы были в порядке